Питомник басенджи ЛИС ГЛАМУР
Питомник басенджи ЛИС ГЛАМУР
..->Будущим владельцам->В новом доме
тел:8-499-179-18-93; 8-916-329-21-17

Н.Криволапчук.

В новом доме.

Наталья Краволапчук. Практикующий зоопсихолог, Лингвист, специалист по структурному анализу языка и мышления. Разработала метод информационного моделирования психической деятельности и применила его к анализу психики собак; впервые в зоопсихологии исследовала отношения собаки с человеком как межвидовые межличностные отношения.

Когда щенок придет к Вам домой, помните: он попал на другую планету! Это мы с Вами понимаем, что шкаф от шкафа, стол от стола в принципе мало чем отличаются, а крохотный щенячий мир состоит не из стен да мебели, а из запахов, звуков, прикосновений. Там под нежными еще лапками был паркет, а здесь ковер - разница не меньше, чем между льдами Арктики и песками Сахары. Там сквознячком тянуло слева, а тут справа. И пахло совсем по-другому. Малыш, только-только начавший жить в мире, потерял не только маму-защитницу и друзей-однопометников. Весь его мир пропал неведомо куда!

Плохо развитый щенок пугается, тоскует, плача и скуля. Щенок, воспитанный правильно, только вздыхает про себя: "Ох, сколько всего заново осваивать придется!" и принимается за работу. И Ваша, Хозяина, задача - помочь ему в трудах воистину праведных. Это первый этап становления доверия собаки к Вам и Вашей с ней будущей любви.

В первые две недели лучше, чтобы в жизни щенка было поменьше изменений. От перемены дома никуда не денешься, а вот в пище, в режиме, в привычках малыша не стоит ничего менять. Дайте обустроиться в новом мире - а там и к новому образу жизни приучайте.

Единственное, с чем не следует тянуть - это прогулки.

Зоопсихологи ставили немало опытов по раннему развитию щенков. Сенсорная депривация - так называется лишение необходимых для развития центральной нервной системы раздражителей, а образно мы говорим о "тюремном содержании". Собаки, выросшие в таких условиях, никогда не становятся психически полноценными. Да что там - у них и мозг-то не развивается, попросту не вырастает до нужных размеров, а извилины коры сглаживаются. Хотите рискнуть такими последствиями для своего любимца? Тогда держите его дома, открывая время от времени форточку, чтобы подышал свежим воздухом.

Учтите, что первый год жизни собаки равен, по человеческому счету, шестнадцати годам. А в пределах этого года развитие психики, как и тела, происходит далеко не равномерно. Двухмесячный щенок - это приблизительно трехлетний ребенок, а в три месяца ему уже "стукнет" все пять. Вы смогли бы продержать своего ребенка до детского сада в четырех стенах, ни разу не выведя погулять?

"Прогулки за пазухой" дают щенку возможность немножко понюхать, чуть-чуть послушать и посмотреть, что твориться вокруг. Но важнейшего в этом возрасте канала поступления информации - осязательного - он лишен. Ему бы лапочками почувствовать, каков на ощупь асфальт, а каков снег, чем песочек отличается от травы. Да и видится все не так, как с высоты человеческого роста, не говоря уж о запахах. Не верите? Встаньте, пожалуйста, на четвереньки. Хотя человек даже стоя на четвереньках оказывается выше любого щенка.

Прогулки имеют совершенно неоценимое значение для дальнейшего формирования Ваших отношений со щенком. Дело в том, что у всех детенышей, впервые обретающих самостоятельность, наблюдается так называемое "запечатление" (импринтинг), обеспечивающее их безопасность. Одновременно этот механизм служит и для обучения малыша всему, что он должен в первую очередь узнать о той среде, в которой ему предстоит жить. Ведь мать ведет более или менее обычный для себя образ жизни, бывая в тех местах, по которым будет ходить и ребенок, на деле демонстрируя способы взаимодействия с разными предметами и т.д.

Запечатление заставляет гусенка неотступно следовать за матерью, ни на секунду не теряя ее из виду, а щенка - стремиться постоянно быть рядом с опекающим его человеком. Поэтому, используя запечатление для обучения команде "Ко мне", Вы добьетесь впоследствии надежного подхода на подзыв, чем сэкономите и себе, и собаке множество нервов.

Пока что малышу еще не обязательно ходить на общий выгул. Выберите место, где не гуляют другие собаки, а если есть возможность - уезжайте за город. Только не на все лето, иначе малыш по возвращении раз и навсегда испугается города. Когда он станет взрослым, ему предстоит ходить по Вашей улице, среди людей, бок о бок с транспортом и другими животными, и чем раньше он все это узнает, тем меньше это будет пугать его в дальнейшем.

Постарайтесь почаще и побольше брать с собой щенка в самые разные места, где ему предстоит бывать во взрослой жизни. Для него это не только ознакомление с необходимой информацией, но и подтверждение того, что он нужен и приятен своему человеку, что Вам так же, как ему, хочется как можно больше быть вместе. С этого начинается Любовь.

С первого же дня, ежечасно и ежеминутно, начинают складываться Ваши будущие отношения с собакой. И пустить этот процесс на самотек - все равно, что играть в лотерею, выигрышем в которой стает верный и преданный друг, а проигрышем - треволнения и опасности. А общение с умилительным зверенышем Вове не сводится к непрестанным излияниям вполне понятной нежности. Естественнее всего и, в конечном счете, полезнее всего будет, если Ваши отношения со щенком станут похожи на те, которые связывают его с родителями. Ведь у собачьих хищников воспитанием детей занимается не только мать.

Суки-матери много играют со своими малышами, начиная примерно с трехнедельного возраста. А отец и другие взрослые подключаются к воспитательному процессу несколько позже. Игра - лучший способ научить малыша всему насущно необходимому. Это и тренировка мускулов, и включение наследственных стереотипов поведения, и обучение правилам их применения. Задача игры как механизма обучения состоит в доведении до автоматизма тех действий, о которых нечего и размышлять. Как водитель автомобиля, тормозя у светофора, не должен думать о педалях и рычагах, так и животному в момент броска на добычу некогда будет рассуждать, в какое место вонзить зубы или поставить лапу. Этому и учат собачат заботливые мамашки. Все собачьи игры осмыслены с точки зрения взрослого функционального поведения.

Так почему бы нам не использовать игру, включив в нее тот набор навыков, который пригодится собаке во взрослой жизни?

Кроме всего прочего, игры представляют собой и важный исследовательский процесс. Собаки, как и другие животные, проигрывают самые разнообразные ситуации: а что будет, если… Взрослый, руководящий играми малышей, не позволит, чтобы любопытство довело их до беды, но научит правильно взаимодействовать с окружающим миром.

Обучающие игры - прекрасное средство использовать собачье естество в корыстных человеческих целях. С первого же дня, как щенок начинает играть, можно учить его очень многим вещам: кусаться и не кусаться, держать добычу зубами изо всех сил или отдавать ее хозяину, искать предметы и состязаться в ловкости. Более того, мы учим чему-то щенка в любой игре. И даже отказываясь играть с ним, мы обучаем его отстраненности, замкнутости и скуке.

В игре закладываются и основы будущих социальных отношений человека и собаки. А вместе с ними - и прочная эмоциональная связь, обеспечивающая дальнейшее взаимопонимание.
Я навлеку на себя гнев медиков и гигиенистов, если скажу, что собачьи "поцелуйчики" в губы необычайно полезны. Обеспечить соблюдение элементарных гигиенических требований не так уж трудно (в конце концов, если уж Ваша собака больна, то подцепить от нее заразу Вы можете сотней других способов). Зато выигрыш для Ваших отношений со щенком неоценим.

Дело в том, что лизание в губы восходит к тому знаку, которым малыш просит у матери пищи - еще в том периоде, когда сука срыгивает детям полупереваренную еду. Стало быть, такое лизание переводится с собачьего примерно так: "Будь моей мамой! Я уверен в твоей защите и заботе!".

Радуйтесь, если собака приглашает Вас вместе порезвиться, потаскать игрушку, спрятать ее, а потом найти. Старайтесь не только участвовать в играх щенка, но и предложить ему свои, обучающие игры. Не пренебрегайте великолепнейшей и естественнейшей возможностью построить фундамент Вашего с собакой будущего счастья.

Нужно только следить, чтобы щенок в играх не слишком уставал. Никогда не следует будить щенка, чтобы с ним поиграть. И видя первые признаки усталости (малыш присаживается, отходит в сторонку, движения становятся медленными и чуть вялыми, глазки уже не так блестят), закончите игру, дайте детенышу отдохнуть.

Очень хорошо, когда у щенка есть и четвероногий приятель. Старшая собака легко обучит щека тому, чему никогда не сумеет научить человек. Котенок раскроет приятелю тайны межвидового общения, а впоследствии это скажется и на отношениях собаки с людьми. А формы собачьего поведения станут намного богаче за счет приемов, которые перенимаются от другого вида. Согласитесь, совсем неплохо, когда собака умеет почти по-кошачьи умываться или пользоваться передними лапами, чтобы достать закатившийся под шкаф мячик.

У молодой и даже взрослой собаки игры служит еще и психотерапевтическим средством, наиболее естественным способом мягкой коррекции психики и поведения, а также восполнения пробелов в жизненном опыте - не только в отношении информации, но и в части необходимых форм поведения, смягчения нежелательных эмоций и устранения причин психических перегрузок. Собака не может "выговориться", как человек на приеме у психоаналитика, но излить душу в игре для нее более, чем естественно. Подбирая нужные для того или иного случая игры, мы можем значительно смягчить психологические проблемы собаки и непосредственно вытекающие из них бытовые проблемы хозяина.


Hosted by uCoz